anna_sollanna: (Anne Shirley)
[personal profile] anna_sollanna

Многие с теплотой вспоминают своё советское детство, но вовсе не потому, что оно было "советским", а просто потому, что оно было детством. (с)
Many people feel nostalgic about their soviet childhood; but this is not because it was a soviet one but just because it was the childhood.(с)

Сейчас пошла какая-то странная тенденция с ностальгией вспоминать совок, особенно среди тех, что на момент распада союза были ещё школьниками. Я тоже была школьницей, и скажу вам, мои воспоминания о том периоде моей жизни далеко не радужные. По наводке уважаемого [livejournal.com profile] graphitediamond решила написать развёрнутый пост на эту тему. Для объективности опишу всё картину - вспомню не только то, что было плохо, но и те немногие вещи, что я до сих пор вспоминаю с ностальгией. С них и начнём.

Nowadays in Russia there has began a strange tendency to recall soviet times with nostalgia, it's especially strange to read such memories of people who were school children when the soviet union collapsed. That time I was a schoolgirl too, and I can assure you my reminiscences about that period of my life are not at all a glowing picture. Prompted by [livejournal.com profile] graphitediamond I decided to write a detailed post on this topic. To be impartial I'll describe the whole picture - I am going to recall not only the things that I consider as bad ones but also those few things which I remember as good. Let's start from the latter.


1. Вспоминаю я кое-что из еды: "серые" макароны с сыром; картофельное пюре на воде; молочное мороженое (в трубочках - ммм...). Тогда они казались мне ужасно вкусными, а после распада союза мне больше ни разу не доводилось их пробовать. Ещё помню чай, завариваемый в огромном баке, и омлет кубиками; но эти вещи оставались в общепите и после 91-ого года.
2. А ещё вспоминаю как любила ходить с родителями на демонстрации. Сейчас я понимаю, что ничего хорошего в этих "добровольно-принудительных" мероприятиях не было и нет; но в детстве я жила в маленьком городе, и там поход на демонстрацию это была скорее возможность потусоваться, встретить знакомых, что давно не видел и пр.

Вот, пожалуй, и всё из хорошего. Список плохого же будет в разы длиннее.

1. I remember some dishes as grey pasta with cheese; potato mash prepared with water, not with milk (both we used to eat in our school cafeteria); milky (not creamy) ice cream. That time I considered them to be very delicious, but I have never tasted them after the USSR collapsed. I also remember tea prepared in a huge tanks and thick omelet, but those things still were in Russian public catering even after 1991.
2. And also I recall I liked to watch and participate in public marches which used to be every at state holiday. Of course, now I understand that there was no good in such "compulsory-voluntary" events, but as a child I used to live a small town, where participating in such demonstrations give you ability to "mingle", to meet friends and relatives you have not seen for a while etc.

That's all about good stuff. The list of the bad ones will be much longer.


1. Раз начали хорошее с еды, то и плохое тоже начнём с темы продовольственных (и непродовольственных) товаров. То самое молочное мороженое (да и остальные его сорта) в продаже было далеко не всегда; помню, сначала пропало мороженое в вафельных стаканчиках, потом и в бумажных тоже. Помню, как случайно ухватив пару стаканчиков, мама везла их летом по жаре в термосе, чтобы они не растаяли и мы успели ими полакомиться. Эскимо у нас вообще была огромная редкость; помню, как приехав в Питер (тогда ещё Ленинград) году в 90-91-ом мы сумели купить его и ели прямо на улице, укрываясь под зонтиками от дождя. С конфетами ситуация была не лучше. Помню, как в новогоднем подарке "от Деда Мороза" (за который, кстати, родители платили из своего кармана) шоколадные конфеты были вытеснены батончиками; а батончики, в свою очередь, постепенно заменялись карамельками. Вместо шоколадок появлялись какие-то непонятные соевые "сладкие плитки".
Нормы продуктов по килограмму в одни руки, талоны, карточки - всё застала, всё помню. Помню, когда продукты продавались ещё по нормам, один раз оказалось, что в очереди впереди нас стоит какая-то знакомая бабушки, и меня попросили встать вместе с нею, чтобы ей продали сахара на двух человек; и я отказалась, мотивируя это тем, что продавщица может запомнить меня и потом нам на меня уже не продаст лишнего килограмма. Ещё помню, как когда у нас уже были талоны, а в Ленинграде их ещё не было, в ленинградском мясном магазине я громким шёпотом спросила (выдав этим тот факт, что мы были не "местные"), продадут ли нам здесь колбасу не смотря на то, что талонов у нас с собою нет.
Ещё помню майонез, который "берегли" для праздничных случаев, чтобы наполовину со сметаной заправить им салат оливье. Помню "сливочное" масло такого низкого качества, что из него выступала вода, и как шоколадная помадка с этим маслом никак не хотела загустевать (а может быть, и не в масле было дело, а в шоколаде). Помню, как сложо было достать чай и какого ужасного качество он был (называли его за это "сеном"), помню, как вместо кофе пили противный напиток из цикория. Помню чемоданчик с водкой, что хранился под кроватью и брался взрослыми с собой, когда нужно было иметь дело с людьми, работающими руками - в эпоху тотального дефицита алкоголя водка стала своеобразной валютой, которую эти люди только и принимали к оплате.
Помню заготовки фруктов и овощей на зиму - не только варенье, солёные огурцы и квашеную капусту (которые продолжали у нас в семье делать и потом, потому как больше любили эти продукты домашнего производства, чем покупные), но и компоты, сухофрукты, пастилу, маринованные овощи, кабачковую икру - в течение лета всё закатывалось в банки, ибо с окончанием сезона урожая и до начала сезона следующего это было чуть ли не единственным источником витаминов и возможностью поесть "зелень". Маринад, помню, пах божественно, и было так обидно, что закатываем мы банки сейчас, а первую откроем не раньше ноябрьских праздников (и то потом есть нужно было экономно). А ещё помню, что банки, бывало, взрывались (то ли из за качества уксуса, а может дело было в банках или крышках - крышки найти перед сезоном тоже была большая проблема!) - это было безумно обидно! Ну и конечно, картошку-морковку-кабачки на зиму выращивали сами на убогом участочке в шесть или сколько там было соток.
Помню зелёные бананы, что месяцами висели на кухне и вызревали - это, наверное, уже всеобщее воспоминание времён совка...
C промтоварами ситуация была не лучше. Помню неудобного фасона и ужасного качества коричневые школьные платья, помню, как за полгода нОски на локтях они протирались аж до дыр. Помню, как "гонялись" за школьными платьями из прибалтийских республик - они были синего цвета и лучше качеством (но мне таких так и не досталось). Помню, как я ещё лет 10 после окончания школы не воспринимала вообще коричневый цвет (и это при том, что форму в школу я перестала носить ещё до распада союза) - настолько мрачным он мне казался и ассоциировался с "обязаловкой" и "уравниловкой". Помню, как мама с бабушкой шили и вязали, перешивали шитое и распускали вязанные вещи, чтобы связать из этих ниток что-то другое. Помню, как деду по талонам на костюм покупали школьную форму для мальчиков большого размера (она почему-то качеством была куда лучше девчоночьей). Помню, как мне купили кроватку в комиссионке и на следующий же день отнесли на помойку, ибо она оказалась с клопами.

2. Вторым пунктом в списке плохого будет медицина. Бог миловал, в детстве серьёзно болеть и лежать в больнице мне не довелось, зато вот зубы оказались далеко не идеальными, и я с лихвой хлебнула испытаний совковой стоматологией...
Помню, как сверлили зубы без анестезии (вообще!), хотя удаления таки делали под новокаином. Помню мальчика, упавшего в зубном кабинете в обморок от боли во время лечения. Помню, как приходилось сидеть с широко открытым ртом захлёбываясь слюной, пока сохла пломба - существование слюноотсосов мы себе даже представить не могли. Помню, как отказывалась от шлифовки пломб лишь бы не провести лишней секунды в этой "камере пыток". Помню, как радовалась, если вдруг приём у зубного отменяли. И ещё помню (верх цинизма, ИМХО), как стены коридора возле кабинета были разрисованы мультяшными героями - ни черта они, простите, не помогали избавиться от страха перед предстоящей экзекуцией.
В общем, бояться стоматолога я в детстве научилась по полной программе, и вышеописанное "лечение" породило у меня впоследствии множество проблем с зубами, прикусом и пр.

Дальше пройдёмся по аспектам советской жизни примерно в том порядке, в котором мне довелось с ними столкнуться.

3. Детские сады. Помню, что первые полгода посещения садика я ходила вовсе не в ближайший к дому, а в тот, который был приписан к учреждению, где работали родители. (Чтобы перевестись в другой детский сад, нужно было найти того, что согласился бы с тобой поменяться местами.)
Помню, как во время тихого часа я никогда практически не спала (не хотелось мне, я была бодрым и активным ребёнком), и одна из воспитательниц в наказание снимала с меня одеяло. Помню, как неуютно и холодно было лежать раскрытой, и как я ждала, пока придёт другая воспитательница, добрая, и укроет меня (авторитет воспитателей был настолько силён, что у меня не доставало смелости укрыться самой).

4. После садика была школа, и там меня ждало гораздо больше неприятных сюрпризов, чем в садике.
Вообще то, чему и как учили в советской (и постсоветской - потому как махина образования неповоротливая, и изменения в ней если и произошли, то далеко не сразу) школе - это тема отдельного поста. Поэтому буду больше вспоминать организационные процессы.
Начнём, как обычно, с еды. Помню, что для каждой параллели была своя переменка, на которой полагалось ходить в столовую, и неважно, что первоклашки после первого урока ещё вообще не голодные, а старшеклассники к пятому-шестому уже давно исходят слюной от голода. Помню, как перед "едовой" переменой мы пытались уйти с урока пораньше, в столовую бежали бегом и так же на бегу глотали еду - ибо перемена была всего 10 минут, а в нашей большой школе от классных комнат до столовой пол здания надо было пройти. (А некоторые учителя, помню, нас ещё и специально с урока перед "едовой переменой" задерживали.)
Ещё помню, как с пятого класса приходилось "дежурить" по столовой - накрывать на столы, убирать, мыть посуду. И хотя в этот день не нужно было ходить на уроки, "компенсация" за это удовольствие было несопоставимой - заниматься тяжёлым физическим трудом приходилось практически весь день работы столовой, с небольшими перерывчиками в середине каждого урока. Помню, один раз от усталости я чуть прямо там с подносом в руках не упала в обморок.
Кроме дежурств по столовой, помню, были ещё дежурства по школе и по классу. Первые заключались в том, что во время перемен нужно было стоять на своём посте в коридоре и "следить за дисциплиной" (перемен, считай, при таком раскладе у дежурящего класса не было), вторые - в уборке класса после уроков (привести в порядок доску, подмести и помыть пол и пр.). Раз в четверть нужно было отмывать не только пол, но ещё и окна и стены в коридорах. Нет, я в принципе не против того, что школьникам нужно "быть знакомыми с ручным трудом", но подобные дежурства, когда приходилось после уроков, усталыми от занятий, голодными, в обычной (не специальной) одежде, заниматься грязной физической работой (и не помню ни разу чтобы вода, которую набирали для мытья пола, была хотя бы тёпленькой) напоминали скорее "ученья" солдатиков, которых прапорщик ломиками заставлял убирать листья. Уставали мы от этого сильно, а степень чистоты после такой уборки была не особо высокой. (А в летние каникулы, помню, нужно было прийти в школу и поучаствовать в прополке клумб. В колхоз на уборку на пару недель нас, слава Богу, не посылали, зато пару размы ездили на полдня полоть грядки на территории горзеленхоза где-то на окраине города.)
Не менее тупой, помню, была организация уроков физкультуры. Перемены до и после этих уроков были обычной длины, поэтому они "съедались" на переодевание в спортивную форму и обратно, возможности принять душ после не было, но самым ужасным было то, что заставляли выполнять всякие там нормативы ГТО и прочие нормы. Из-за всего этого физкультура была моим самым ненавистным предметом, я и старалась всеми правдами и неправдами не ходить на неё. Нет, я полностью согласна, что школьникам нужно двигаться (кому-то даже делать спец. гимнастику), но всё это должно быть правильно организовано, иначе от такой "совковой" физкультуры будет только вред здоровью.
Ещё один предмет, способ преподавания которого в совке я помню до сих пор - это иностранные языки. Им принципиально учили так, чтобы у людей не было ни малейшего шансы разговаривать с иностранцами. Ещё помню уроки ОВП, когда нужно было одевать душные вонючие противогазы и ходить в них. Про пионерские линейки и прочую идеологическую ерунду даже вспоминать не буду. Зато вспомню, как довелось "столкнуться" с системой оставления учеников "на второй год". Одного такого второгодника подсунули нам в класс, и быть с этим хулиганом в одном классе было неприятно и иногда даже страшно.
Вот примерно все основные моменты про школу. Ах да, забыла написать про главную радость школьников - каникулы. Так вот, осенние и зимние каникулы, помнится мне, в советское время были даже короче, чем в 90ые годы.

5. Может быть, с путешествиями, развлечениями и прочими плюшками дело у нас было лучше? Ан нет. На море, помню, за всё моё советское детство мы были только один раз, и тот поехали дикарями. Ещё один раз были в доме отдыха, что расположен был в посёлке возле нашего города. Остальное же время доставали путёвки на турбазу в этом же самом посёлке или ездили навестить бабушку с дедушкой, живших в южной части РСФСР. В пионер-лагерях, свят-свят-свят, бывать, можно сказать что не довелось, ибо родители разочек поработали там одну смену воспитателями, после чего, насмотревшись на все "прелести", больше на такую работу не соглашались, не говоря уже о том, чтобы меня туда посылать. Только вот в эту смену они взяли меня с собой (а было мне тогда года 4-5), поэтому бараки, называемые спальными корпусами, я помню, равно как и туалеты типа дырка в полу и умывальники на улице.
Детская площадка во дворе, помню, была более чем скромной. Скамеечки, песочница, турник со шведской стенкой - и всё. Никаких тебе качелей, каруселей, горок, домиков. Последние, правда, были в детском садике, куда я ходила, но вот с качелями была совсем беда. На весь наш микрорайон, помню, качели были только одни, и то это были только качели-балансир.
Все мои "советские" куклы были, помню, либо пропорций младенца, либо просто с цилиндрообразным телом и огромной головой. Очень хотелось сшить на них что-то красивое, взрослое, по лекалам - как нас учили на уроках труда, но их пропорции этого не позволяли. Возможность пошить (вместе с "Барби") у меня появилась, когда я уже выросла из возраста игры в кукол.
Мультиков, помнится, по имеющимся двум каналам показывали не так уж и много; особенно раздражало, когда в передаче "Спокойной ночи, малыши" из-за разговоров обрезали мультики или не показывали их вообще. Трёп всех этих хрюш, степашек и дядей вов меня совершенно не интересовал. Кстати, любимые мои мультики времён советского детства были производства вовсе не производства СССР, а именно: чешская серия мультиков про крота, венгерская "Саффи" и румынские "мыши-мушкетёры".
Помню, как классе во втором подписали меня на газету "Пионерская правда" и журнал "Пионер" - жуткая, депрессивная тягомотина. Ленинградский журнал для школьников "Костёр" был чуть лучше. Помню журналы, что выписывала бабушка - "Работница", "Здоровье". (Содержание их тоже не особо радовало, но вот что хорошо запомнилось - это постепенное ухудшение качества бумаги, на которой они печатались.)
С книгами мне повезло больше. Общение со школьной библиотекой началось и закончилось одним единственным визитом, во время которого мне, к тому моменту прочитавшей уже "Трёх мушкетёров", подсунули дурацкую книжку детских стихов. Но, к счастью, родители приносили мне достаточное количество взрослых книг из институтской библиотеки. (О том, что было в тех книгах и какое они на меня производили впечталение - чуть ниже.)

6. Транспорт
Никакого расписания, помню, автобусы времён моего советского детства не придерживались. Могли прийти раньше, могли опоздать, могли не прийти совсем. Поездки на поездах "дарили" куда большее количество "разнообразных" впечатлений. Помню очереди в кассы, помню проблемы с билетами, как сложно было купить билеты не со станции отправления. Помню как в разы эти проблемы усугублялись летом особенно касательно поездов южного направления. Помню, как приходилось нам с родителями ехать в разных вагонах, или же спать вдвоём на одном месте. Помню, какими разбитыми могли вагоны быть; помню окна, которые летом не открывались ни в какую или же наоборот никак не закрывались. В одной поездке из четырёх поездов нормальное окно в купе оказалось только в одном из них. Помню, как брали с собой в дорогу постельное бельё, потому как поездное было отчаянно сырым, помню, как белья просто-напросто не хватало на всех в вагоне. Помню, как проводники запрещали пользоваться матрасами тем, кто бельё у них не взял. Не могу не упомянуть ужасную систему туалетов, когда все стоки сливаются прямо на рельсы и поэтому перед крупными станциями туалеты в поездах закрывают (и зачастую сильно заранее) и открывают только после отхода поезда со станции. Это было в совке и это, к сожалению, до сих пор есть в и России...

7. Политика
И политические события жизни тех лет тоже некоторые помню. Помню, как в 89-ом году родители сутки напролёт смотрели по телевизору трансляции съезда народных депутатов (про какие-либо мультики по ТВ в это время можно было просто забыть), вне дома брали с собою приёмник, чтобы слушать по радио. Выборы первого президента РФ в 91-ом помню, и гэкачепистский путч тоже помню, причём во время путча не было особо страшно. Мы тогда пытались ловить программы по радио, смотрели ленинградский канал ТВ - по нему, помнится, по первому показали актуальные новости о происходящем. Помню, как радовались, когда путч провалился.
А вот когда было страшно, так это во время трёхдневной "денежной реформы" Павлова зимой 91-го. Помню, когда услышав новость по ТВ об обмене, папа в сердцах достал из семейной копилки все скромные сбережения и бросил их с яростью на пол. Страшно было, что люди "управляющие" страной, одним движением могут лишить нас всех наших денег. (Родителям, кстати, их сбережения удалось не потерять, а вот у бабушки с дедушкой сумма денег, почти равная стоимости машины, вся "сгорела".)
Беловежские соглашения и сопутствующие события помню уже гораздо хуже, для меня это всё прошло как-то совсем спокойно. После провала путча всем уже было понятно, что ссср уже не жилец, и это простая формальность.

8. Последним пунктом напишу про вещь, возможно, самую важную в моём восприятии совка - это атмосфера, которая окружала меня в моём советском детстве.
Сколько помню хамства и злости среди людей, с которыми доводилось сталкиваться в разных обстоятельствах. Помню сторожиху детского садика, которая орала на нас, застав бабушку с дедушкой качающими меня в этом садике на качелях. (И это при том, что садик был открыт и мы прошли в ворота, а не влезли как злоумышленники через забор.) Помню водителей автобуса, которые могли закрыть двери перед носом опоздавших пассажиров, а могли и вообще не остановиться на остановке. Помню хамящих продавцов, что отрезали лишние карточки и никак это не компенсировали покупателям. Помню приёмщицу в хаимчистке, что вместо наших вещей нагло всунула нам чужие, рваные.
И вообще жизнь обитателей совка, даже взрослых, не казалась мне чем-то интересным, стоящим, ради чего хотелось бы жить и взрослеть. Глядя на повседневную рутину родителей и родственников, я видела там только постылую работу, стояние в очередях, убогий советский сервис.
Книги, фильмы, музыка - что обычно как-то спасает людей от серой рутины будней - в совковых реалиях тоже не особо помогали. Весёлую радостную музыку без советских атрибутов послушать, помню, можно было только, пожалуй, в передачах с ритмической гимнастикой. Истории в кино и книгах, что не были о "светлом" советском будущем, практически все были с невесёлым концом. (Помню, основные произведения Александра Дюма были изданы в союзе красным 12-ти томником, так вот изо всех составляющих его романов там счастливый конец имел только "Граф Монте-Кристо". Помню мрачнейший "Собор Парижской богоматери" Гюго. Помню рассказы Сетона-Томпсона о животных, над которыми я рыдала, потому как зверушки у Томпсона почти все гибли. Помню мрачных Диккенса и Моэма, помню описывающих суровые реалии "капиталистической жизни" Теодора Драйзера и Джека Лондона. Такое доминирование мрачных книг было, в общем, не удивительно, ибо в советском обществе не практиковалось восхваление и прославление буржуазных ценностей.) Даже для повседневной школьной формы для девочек было выбрано самое мрачное, на мой взгляд, сочетание цветов - коричневый с чёрным. Помню, как любила новый год - за то, что ёлочные игрушки и гирлянды делали жизнь ярче; помню, как отлавливали в магазинах перед новым годом наборы фольги - чтобы самим сделать из неё яркие украшения, красиво запаковать подарки. Моему советскому детству отчаянно не хватало ярких красок - и в прямом, и в переносном смыслах.

1. Since I started my "good" reminiscences from the food topic let's start the "bad part" with food and goods also. My favorite milky ice cream (alongside with the rest ice cream sorts) was in sale not all the time; I remember that first disappeared an ice cream in wafer cones, then in paper cones too. I remember how my mother, having "caught" a couple of ice creams, carried them in a thermos bottle for them not to melt in hot summer day. A choc-ice was a very rare thing in my native town; I remember how being in Saint-Petersburg (that time still Leningrad) we suddenly bought choc-ices in a rainy day and ate them on a street hiding from rain under our umbrellas. The situation with candies was not better. I remember how in a New Year present from Father Frost (which in fact was paid by children's parents) chocolate candies were supplanted by so called "confectionery sticks" and they, in their turn, were later supplanted by fruit drops. I remember how chocolate bars disappeared and instead of them only soya bars were available.
Norms to sell not more than one kilo/liter/piece per person, food ration tickets, food ration cards - I saw them all, and all of them I remember. I remember when there still were norms per person, not ration tickets yet, once it turned out that there was an acquaintance of my grandmother standing before us in a queue for sugar. My grandmother asked me to stay with the acquaintance for her to buy more sugar and I refused, explaining that a salesperson could remember me and refuse to sell a kilo more to my grandmother as my share. I also remember that at the time when there already were ration tickets in our town but not in Leningrad yet, in one of Leningrad shops my parents were standing in queue to buy some sausages, and I asked them in a loud whisper whether we would be allowed to buy the sausages there because we didn't have ration tickets for them.
I remember mayo we would open on holidays only (and mix it with sour cream to dress olivier salad). I remember butter of such a low quality that it was watery, and how a chocolate fondant made with this butter didn't thicken at all (or may be the culprit was not the butter but a low quality chocolate). I remember how difficult it was to buy a good tea, and how we used to drink succory instead of coffee. I remember a case with vodka bottles that was kept under a sofa and taken every time my parents dealt with people who worked by hands - at times of total shortages vodka became a kind of currency, which was the only one accepted by laborers.
I remember how we preserved vegetables and fruits for winter - during the whole summer we were making not only jams, salted cucumbers and sauerkraut (which our family just preferred to be home made) but also compotes, dried fruits, pickled vegetables, aubergine paste etc. because these preserves were almost the only source of vitamins during long winter. Marinade smelled so deliciously that I felt a great pity we had to wait till November holidays to open the first jar (and then we had to eat not too quickly for preserves to last till the late spring). And it was even a greater pity when jars sometimes exploded (because of the quality may be of vinegar, or maybe of jars and covers - jars were reusable but covers not and every summer it was a problem to buy new covers). And of course we had to grow potatoes, carrots and marrows on a modest piece of land we were allowed to cultivate.
I remember green bananas which used to hang in our kitchen while ripening because bananas in the USSR were usually sold green - IMHO this is the thing from the soviet times which everyone remembers.
This situation with manufactured goods was not better. I remember ugly brown school uniform dresses of such a low quality that they worn into holes on my elbows just for half a year. The best dresses were produced in Baltic republics, they were of a dark blue color and much more "fashionable", but it was very difficult to buy them and I never had one. And more than 10 years after I had finished school I was not able to wear brown colors (though I stopped wearing that ugly uniform already in the soviet times) - for me the brown color used to be too gloomy and it reminded me of obligation and egalitarianism of the soviet school. I remember my mother and grandmother used to sew and to knit, to re sew and to unknit (and those knitting threads were washed, dried and used again to knit from them). I remember my grandfather used his goods ration tickets for manufactures goods to buy as a suit a school uniform for senior pupils (these suits were of better quality than girls dresses). I remember my parents bought me a bed in a second hand shop and had to throw it away the next very day because it teemed with bedbugs.

2. The second point in my list is medicine. God saved me from serious health issues in my childhood, but I've got rather problem teeth and thus I experienced a lot of "tortures" of the soviet stomatology. I remember that teeth were drilled without any anestesia though novocaine was known and used in tooth extractions. I remember a boy who passed out during such a painful treatment. I remember how I had to sit with widely opened mouth and to choke with the saliva waiting for my filling to dry - back in the soviet union we were not even able to imagine the very existing of saliva ejectors. I remember how I refused any polishing of my teeth fillings to spend no more seconds in that horrible place of a dental surgery. I remember how glad I was when my visits to dentists were for some reasons cancelled. And the most cynical IMHO were the paintings with cartoon heroes on the walls of a corridor near the dental surgery for children - in no ways they helped children to brace themselves before executions that were ahead of them. So my soviet childhood taught me in full to dread dentists and all the things connected with them; and the above mentioned treatments gave me later lots of consequences in the form of problems with my teeth, occlusion etc.

Further let's go over the rest of the aspects of the soviet life sorted in order they appeared in my childhood.

3. Kindergartens. I remember that first half a year or even more I had to go not to the nearest kindergarten but to the one which "belonged" to the organization where my parents worked. (To transfer a child to another kindergarten parents had to find a family whose child was visiting the desired kindergarten and thus to "swap" children's places).
I remember that during "quite hours" in the kindergarten I almost never used to sleep (I didn't want to, I was a rather active and peppy child and I didn't need afternoon sleep), and one of the kindergarten teachers often took my blanket off me. I remember how uncomfortable and cold it was to lie uncovered, and how I waited for another, good teacher, to come and cover me (teachers' authority was so high that I didn't dare to cover myself).

4. After kindergarten there was school; and there I got much more unpleasant moments than there had been in the kindergarten.
Frankly speaking, what was taught in the soviet school (and in the post-soviet also, because so ponderous system as educational can't change very fast) and how this was taught is a topic for an additional post.
So I'll recall mostly organization processes. As usual, let's start from meals. I remember that each grade had to have its meals strictly at the break predefined for it i.e. elementary school at the first break, 5-6 grades at the second etc. And it was not taken into account that first graders usually were not at all hungry at their "meal break" and that for senior pupils it was not so easy to wait till their one. Almost all the brakes were 10 minutes only, and in a large school building it took us a lot of time to cross almost the half of the school to get from classrooms to the cafeteria. I remember how in the end of the lesson preceding our "meal break" we tried to leave the classroom earlier, and then we ran to the cafeteria and where we "devoured" our meal. I remember there were teachers who understood this necessity and were lenient to us and I remember nasty teachers, who would especially hold us till the bell rang.
I remember that starting from the fifth grade we had to "fulfill duties" in the cafeteria - to lay tables, to bring dishes, cups and stew pans - to prepare the cafeteria before every meal break, and then after the break to wash all the dishes. And though we didn't have to visit lessons during this day it was an incomparable "compensation" for the whole day toil, with short breaks only in the middle of each lesson. I remember once I almost passed out with a tray of glasses in my hands - so exhausted I was.
In addition to the "cafeteria duties" there were also "school duties" and "class duties". The former consisted of standing in school corridors and "watching discipline" at every break during our class's "week on duty" (thus all the breaks were "stolen" from the pupils of the class on duty), the latter - in cleaning the classroom after lessons. We had to wash the blackboard, to sweep and wash the floor etc. Once a semester we had also to wash walls and windows in the school. Well, as a matter of principle I am not against the fact that pupils should be acquainted with manual labor; but such duties, when hungry tired children in their common clothes (not a special ones) have to do dirty manual work, are IMHO the worst way to teach the children to respect the labor (btw the water we filled our buckets with was never even warm, always cold). Even in summer holidays, I remember, we had to come to school and to weed flower beds there. Fortunately, our class was never send to kolkhoz, but a couple of times we had to weed vegetable patches somewhere at the outskirts of our town. The quality of such children's toil was very low, and gave us only one more grudge against school.
The arrangement of physical culture lessons was almost same meaningless as our "duties". The breaks before and after these lessons were of the usual length, 10 minutes only, so we had time enough only to change our clothes. There were no ability to take a shower after these lessons. But the worst were GTO norms we all had to pass to get decent marks. Because of this all the physical culture lessons were my most hated ones. Well, I agree that pupils should have physical exercises (some of them even need to do some special gymnastics), but all these processes should be organized correctly (with ability to take shower, and special time to change, and ability to choose type of physical activity, and gymnastics prescribed by doctors) otherwise it will mutilate children instead of adding them health.
One more subject which way of teaching I still remember are foreign languages. In the soviet school pupils were taught to read and write but were given no communication skills at all. Why? For people not to be able to talk with foreigners. I also remember lessons of initial military training, where we had to wear gas masks and even walk in them. I do remember pioneer line-ups and the rest of political and ideological stuff but I don't even want to recall them. But I do remember how they used to treat poor achievers. Those pupils usually were left to stay in the same grade for a one more year; one of them was transferred to our class when we were in the sixth grade, and it was very unpleasant and even scary to be in one classroom with such a hooligan.
These were all the main moments about the soviet school. Oh, forgot to mention about the greatest joy of schoolchildren - vacation. I remember that back in the soviet time autumn and winter holidays were even shorter than in 1990ies.

5. Maybe the situation with traveling, entertaining etc was better? The answer is no. At a seaside our family was only once during my whole soviet childhood; and that time we went not because we got a sanatorium voucher, we had to rent a room from a private flat owner. A voucher we got only once, later; and it was to a rest home in a village near our native town. The rest of summers we would spend in a tourist camp in the above mentioned village and also visited my grandparents who lived in the south of RSFSR. I have never been to pioneer camps except one time when I was about 4-5 years old. That summer my parents had to go there as teachers and they took me with them. They saw there enough things not to send me later to any kind of children camps. But from that time I remember barracks for children and teachers to live, outdoors washstands with basins, wooden toilets with holes to pee in etc.
The playground in the yard of our home was more than modest. Benches, a sandbox, a horizontal bar and wall bars - that's all. Neither swing nor carousel nor slide nor house for children to play in. The last two things, in fact, were in the kindergarten which I visited, but swing was a rarity. In the whole our district there were no swings at all and only one seesaw.
All my soviet made dolls were either with proportions of babies or with huge heads and cylinder-like bodies. I longed to sew for them something beautiful, adult-like, to use all the tailoring knowledge we were given on our housekeeping lessons; but with their proportions it was impossible. An ability to fulfill this wish (alongside with a Barby-like doll) appeared in my life much later, when I was already a teenager and wasn't interested in dolls so much.
I remember that on our TV there were only two programs, and cartoons were shown not as often as I would have liked. What especially annoyed me was when they curtailed cartoons shown in the program for children called "Spokoynoy nochi, malyshi". And there were even episodes when cartoons were not shown at all. I didn't value small talks of this program's hosts, all I was interested in were cartoons. Btw my favourite ones from the soviet era were not the soviet made. They were: Сzech animated series about a mole and his friends, Hungarian full-length animation named "Saffi" and a Romanian cartoon about mice playing musketeers.
I remember I was subscribed to "Pionerskaya pravda" - a soviet newspaper for children. Its content was boring and depressing, the same I can say about a magazine "Pioneer". The one named "Kostyor" ("Bonfire"), that was published in Leningrad, was a little better. I remember also magazines which received my grandmother - "Rabotnisa" ("Working woman") and "Zdorov'e" ("Health"). Their content was not much interesting than that of mine, but I remember how the quality of their paper was deteriorating from year to year.
I was a little bit lucky with books. My interaction with a school library started and ended in one visit when I, who had read the whole "Three musketeers", was a given a stupid books of verses about some kids. Fortunately, my parents brought me a lot of books from the adult library of the institute where they worked. (My impression about these books is below.)

6. Transport. As far as I remember buses of my childhood didn't keep any schedule. They could come earlier than it was stated in their schedule, or later, or didn't come at all. Train trips gave much more various "impressions". I remember long queues to ticket offices (tickets could be bought in ticket offices only), how difficult it was to buy a ticket to a train departing not from your station, how all these problems worsened in summer season. I remember situations when we were got places in different coaches of a train, how we had to sleep together in one cot. I remember run-down coaches where it was impossible to open or to close windows. Once we got tickets to compartments with unclosable windows thrice in four legs of our summer trip. I remember we had to use our own bedclothes during train trips, because the ones given in the train were wet, I remember there were shortages of train bedclothes and not all the passengers were able to get their sets from conductors. I remember that conductors didn't allow to take mattresses and pillows if a passenger didn't take a set of bedclothes from them. Couldn't help but mention the horrible system of flush toilets when toilet content was flushed just to rails under the carriage. Because of this system toilets were usually closed before (and long before) every big station and were opened long after the train left it. Unfortunately, there still are trains with such toilet system even in modern Russia.

7. Politics. I even remember some of the political events of the last soviet years.
I remember how in 1989 my parents were watching all days long TV translations of the Congress of People's Deputies (of course, I had to forget about any cartoons that time), when the parents went outside they took a radio set with them to continue listening. I remember the election of the first Russian president, I also remember the August Putsch (and I can't say we were much frightened by it). I remember we were listening to the radio trying to hear some news, watching Leningrad television channel where the real news about the happening events first appeared. I remember how happy we were when the putsch failed.
And when I was really scared was during Monetary reform in January 1991. I remember that my father, having heard the news that only small sums of money were allowed to be changed and in three days terms only, took all our modest savings and threw them on the floor. I was terrified that people "ruling" our country could in one motion turn our money to nothing. (My parents were "lucky" not to lose their money because of the small amount of it, but grandparents lost a sum equal almost to price of a car.)
Belavezha Accords which dissolved the soviet union I remember much worse, all these events almost didn't affect me. After the putsch had failed it was obvious that the USSR didn't get long to live and these procedures were just formalities.

8. The last but not the least thing I'll write about was the atmosphere, the psychological environment that surrounded me during my soviet childhood - so much rudeness and malice I faced that time in various circumstances.
I remember a female watchman of a kindergarten who, having spotted my grandparents rocking me on a swing, started to yell at us, yell using obscene words. (Though the kindergarten was open and we didn't sneak there through a hole in a wall but entered an opened gate.) I remember bus drivers that would close their buses doors just in front of late passengers running to the bus. (Drivers of interurban buses would also ignore people standing on way stations.) I remember shop assistants who spoiled food ration cards (by cutting from them more items than necessary) and didn't recompense this. I remember an assistance of dry cleaners who shoved us instead of our things, new and intact, someone others, old and torn.
Altogether, the life of the soviet citizens, even adult ones, didn't seem to be anything interesting, worthy to grow up and to aspire. Watching the life of my parents and other relatives I was seeing only continuous toil, mean soviet service, waiting in queues, "hunting" for low-quality soviet goods etc.
Books, films, music - all the things that usually brighten up our life - didn't work much in the soviet realities. Cheerful music without soviet attributes could be heard, as far as I remember, only in TV-programs with eurhythmics. Almost all the plots in books and movies that were not of the soviet matter had sad ends. (I remember that from all the books of the soviet red edition of Alexander Dumas only "The Count of Monte Cristo" had a happy end. I remember Victor Hugo's "The Hunchback of Notre-Dame" as a very somber and gloomy book. I remember how I cried on Thompson Seton short stories about animals because the animals - the heroes of them - died. I remember dreary stories of Dickens and Somerset Maugham and Theodor Dreiser and Jack London, describing severe realities of life in the "capitalist countries". There was nothing inexplicable in such a domination of somber books, because in the soviet union it was not common to praise "bourgeois" values and life style - but that time I didn't know it.) Even the color combination of the girls school uniform was IMHO the gloomiest one - brown with black. I remember how I loved New Year celebration because of all the decorations and garlands which made life brighter; I remember how before New Year we were "hunting" after sets of coloured foil to prepare festive wrappings for presents. My Soviet childhood lacked very much for bright colors - both in literal and figurative sense.

Моему советскому детству отчаянно не хватало ярких красок - и в прямом, и в переносном смыслах.
К счастью, к концу советской эпохи в моей жизни стали постепенно появляться яркие краски и доказательства того, что жизнь может быть интересной. Первой такой "ласточкой", помню, были мультики Диснея ("Утиные истории" и "Спасатели"), они сделали воскресенье любимым днём недели. Потом к ним добавились ещё фильмы студии Columbia Pictures. На новообразованном канале РТР, помню, был цикл передач, рассказывавший много интересных фактов о дореволюционной России, которую до этого в советских учебниках истории только ругали. А каким откровением, помню, были журналы Burda Moden. Прямо таки окна в нормальную, несовковую жизнь! С интересом, помню, рассматривали не только (и не столько) страницы с моделями, но и советы по украшениям дома, макияжу, кулинарные рецепты. А какого роскошного качества была бумага, на которой они были напечатаны! Постепенно стали доходить до нас и книги, помню "Унесённых ветром", "Поющих в терновнике". На этой же волне стала доходить до нас информация о разных праздниках, отмечаемых всем миром, но запрещённых в союзе. Квинтэссенцией этих радостных праздников стало для меня тогда Рождество (причём именно католическое, отмечаемое 25-го декабря).
Благодаря всем этим переменам я воспряла духом, у меня наконец появилось ощущение, что жизнь может быть прекрасной и интересной, что во взрослой жизни меня ждёт не только утомительный труд по "выполнению планов" "на благо родины". И следующая часть моего детства, пришедшаяся уже на так называемые "лихие 90ые", была хоть и не без своих трудностей и проблем, но гораздо ярче и радостнее моего унылого советского детства.

My Soviet childhood lacked very much for bright colors - both in literal and figurative sense.
Fortunately, the first bright colors and the first evidence that life can be different appeared already in the end of the soviet epoch. Disney's cartoons became the first "swallow", then Columbia Pictures movies joined them. Also, programs showing the truth about life in the Soviet empire before the revolution (that everything was not like it was told in the soviet history books where there were only bad land and factory owners and good poor peasants and workers) appeared on TV. And what a revelation were for us German fashion magazines Burda Moden. They were just openings from our gloomy "dungeon" to the bright, not soviet, world. I remember we would scrutinize not only pages with models, but also pieces of advise of home decoration, cooking, make up examples etc. And what a fantastic quality was the paper of these magazines of. Gradually some foreign books were being printed such as "Gone with the wind" and "The thorn birds". Alongside with books and movies some other elements of the western culture like holidays, tradition etc were entering our life. That time Christmas became for me the quintessence of the western life and festivals. All these changes cheered me up and made believe that life can be interesting and beautiful, that it consists not only of continuous toil for the benefit of "motherland", that it is ok to pursue and build your own happiness! And though the rest of my childhood which fell on so called "hard" 90ies was not without difficulties and problems it has been much more happier and brighter than all my dull soviet childhood...

(no subject)

Date: 2016-02-11 07:59 pm (UTC)
From: [identity profile] v-razdolbaeff.livejournal.com
По поводу анестезии от моей Интернет- подруги Тани, сама врач, работает в Хайдельберге:
Анестезия - отдельная песня советской медицины.
Давайте все вспомним стоматолога, зажмуримся и трижды сплюнем.
Вспомнили?
Мало кто знает, но советским детям анестезия при малых хирургических вмешательствах была не положена. Директивно.
Ну, всамделе, подумаешь, гланды! - Мороженого потом мамка купит!
И всё, утри сопли.

(no subject)

Date: 2016-02-12 10:01 am (UTC)
From: [identity profile] anna-sollanna.livejournal.com
Жесть какая! А взрослым, получается, она была таки положена, и миндалины взрослым удаляли под анестезией? Или для взрослых её тоже не было?

(no subject)

Date: 2016-02-12 12:23 pm (UTC)
From: [identity profile] v-razdolbaeff.livejournal.com
Я так понял, был запрет на анестезию детям до 16.

(no subject)

Date: 2016-02-12 01:08 pm (UTC)
From: [identity profile] anna-sollanna.livejournal.com
Интересно почему? Официально считалось что типа вред будет от анестезии? И чем на практике руководствовались вводя такой запрет (понятное дело, что о здоровье реально никто не думал) - сэкономить лекарства? Приучить детей к боли и подчинению?

(no subject)

Date: 2016-02-12 01:28 pm (UTC)
From: [identity profile] v-razdolbaeff.livejournal.com
Видимо, предполагалось нечто вредное для детей в составе препарата. Имхо...
Мне в 65-м затылок куском асфальта разодрало, так не помню, под анестезией зашивали или нет...

(no subject)

Date: 2016-02-12 01:39 pm (UTC)
From: [identity profile] anna-sollanna.livejournal.com
А разработать невредное? Впрочем, чего ещё ожидать от совка...

(no subject)

Date: 2016-02-12 01:52 pm (UTC)
From: [identity profile] v-razdolbaeff.livejournal.com
Безвредного ничего не бывает. Другое дело, надо ли драть гланды или можно полечить...

(no subject)

Date: 2016-03-04 08:26 am (UTC)
From: [identity profile] gepard12.livejournal.com
Ерунду ваш оппонент пишет. Уж гланды то точно под анестезией удаляли. Утверждаю это как лично прошедший эту неприятную процедуру в пятилетнем возрасте.

(no subject)

Date: 2016-03-04 08:23 am (UTC)
From: [identity profile] gepard12.livejournal.com
Вы неправильно поняли. Как раз гланды удаляли под анестезией.

(no subject)

Date: 2016-02-11 08:27 pm (UTC)
From: [identity profile] kavery.livejournal.com
Для меня 90-е - это уже не советское время, а ужасы Перестройки.

(no subject)

Date: 2016-02-12 10:00 am (UTC)
From: [identity profile] anna-sollanna.livejournal.com
90-ые? Или 80-ые?

(no subject)

Date: 2016-02-12 09:06 am (UTC)
From: [identity profile] iriska-spb.livejournal.com
я никогда не горевала о старых-добрых-временах (тм)!
хотя воспоминания у меня немного другие -
во-первых, все детство я проболела и большую его часть провела у бабушки в деревне (не совсем в деревне... и вообще, вспомнила, что писала целый пост о книжках своего детства, (пока его искала, поняла, что надо в своем блоге навести какой-нить порядок, хотя бы тэги расставить ;о) - и получается что, несмотря на болезни, воспоминания в основном приятные.
во-вторых, все же относительно сытый, благополучный и культурный Ленинград сильно отличался от всей страны. потому я и не обольщаюсь. Нехваткой еды и талонами почти на все нас накрыло только в конце 80-х и именно те времена я вспоминаю, когда кто-то начинает сильно ностальгировать. 90-е - никогда не ругала, хотя и денег почти не было (моя зарплата и мамина пенсия тогда составляли один прожиточный минимум и я смеялась, что прожить можно, если жить по-очереди ;о) но были надежды, уже стало можно купить книжки и казалось, что еще чуть-чуть и все будет очень хорошо... и еще мне снова повезло, я смогла сохранить свою работу и себя в профессии.
а сейчас мне кажется, что сейчас все намного хуже - застой в его худшем виде (вместо идеологии КПСС, которой уже никто не верил, а только смеялись на кухнях - новая идеология РПЦ, от которой у меня ощущение нашего общего падения в совсем дремучие времена) и уже никакой надежды на новые времена.

(no subject)

Date: 2016-02-12 10:10 am (UTC)
From: [identity profile] anna-sollanna.livejournal.com
Про 90-ые, кстати, напишу тоже пост - их будет вспоминать гораздо приятнее. А про книжки у меня, кстати, к тебе вопрос есть. А помнишь ли ты какие-нить переводные книжки, изданные до 91-го года, в которых описывалась бы западная жизнь по доброму, без упора на ужасы капитализма? Что-нить с хорошим концом, любовные романы, книги для юношества?

(no subject)

Date: 2016-02-12 12:26 pm (UTC)
From: [identity profile] iriska-spb.livejournal.com
вспоминаю...
в основном, переводных книжек до 90-х было не купить, разве что за мукулатуру - сейчас посмотрела на полках - Стефан Цвейг, Моэм, Ремарк, Дарелл, знаменитая Женщина в белом ;о) - нормальная классика, психология без ужасов. Одисея капитана Блада Сабатини. Сименон, конечно обличал, но не капитализм как таковой, а скорее просто человеческую натуру. Еще были исторические романы Мориса Дрюона, мрачноватые, но мы все ими зачитывались.
еще у нас были огоньковские собрания сочинений Конан-Дойля, Стивенсона, Грина.
Новинки мы читали в Иностранной литературе, там всякое было и Белль и Фолкнер, и Апдайк - просто хорошая литература. Любовных романов не помню, их просто как класса не было, но была Айрис Мердок. и еще Торнтон Уайлдер - в его романе "Теофил Норт" я впервые прочитала "Эмма Вудхауз, красивая, умная, богатая..."
Сейчас даже не могу вспомнить обличительные книги, наверно они были, но как-то мимо проходили, как в "Тиле Уленшпигеле" ужасы инквизиции - сейчас я не вспоминаю эту книгу как обличительную.
А еще я много читала фантастики, она и наша и иностранная была довольно позитивная. наша, кстати, больше обличала их ужасы, но я такую не любила ;о)

(no subject)

Date: 2016-02-12 01:23 pm (UTC)
From: [identity profile] anna-sollanna.livejournal.com
Про то, что ситуация с фантастикой была гораздо лучше, я знаю, только вот я фантастики не фанат.
Дрюон в моём детстве как-то прошёл мимо меня, Проклятых королей я только в 20 лет прочитала. Прочитала бы лет на 10 раньше - думаю, он у меня был бы где-то между Гюго и Дюма. Ремарка читала уже в 90-ых - тоже ИМХО грустно и мрачно... (Бёлля, кстати, тоже и с такими же впечатлениями.) Даррелла тоже лет в 20 читала, запомнился, что вроде он был и не мрачный, но и не особо оптимистичный. Из Цвейга помню только биографию Марии-Антуанетты - тоже не самая весёлая вещь, учитывая, какой был конец жизни этой королевы.
Стивенсон, Саббатини - тоже мимо меня прошли. Помню, что-то читала, но не зацепило, какие-то они были слишком "мальчуковые".
"Эмма Вудхауз" - знаешь, я аж хотела в ообщество вопрос задать, издавалось ли что из Джейн Остен в советские времена, потом нашла, что ГиП таки издавался и не стала спрашивать...
Конан Дойля читала (и про Холмса, и что-то типа "Затерянного мира"), но тоже меня как-то не зацепила. Вот сериал советский помню хорошо, он был вполне себе атмосферный. Книги на его фоне казались несколько плоскими.
Насчёт обличения - вот ИМХО Незнайка на Луне это 100%ое обличение капитализма. Аж страшно было предстваить, что что где-то так люди живут - не кинул вовремя монетку и остался с намыленной головой без воды...
А вообще подумалось, что произведения всех авторы, которых я сейчас упомянула (за исключением, пожалуй, некоторых Бёлля) не казались современными. Где-то в 19-ом веке, действие происходило, где-то в начале 20-го, но всегда было чёткое ощущение, что это вот не сейчас было в какой-то далёкой загранице а давным-давно. А хотелось узнать, как оно там сейчас у них...

(no subject)

Date: 2016-02-13 08:25 am (UTC)
From: [identity profile] iriska-spb.livejournal.com
Джейн Остин издавалась, давно и очень мало, и была практически недоступна. знаменитый 3-х томник 1988г - первое издание, которое я держала в руках (издание замечательное, с хорошими переводами, подробными комментариями и отличными иллюстрациями - ничего подобного потом я уже не видела)
а "Незнайка на Луне"... ты будешь смеяться, но именно эта книжка определила жизнь и позвала в космос моего френда [livejournal.com profile] alien3 (активиста и пропагандиста пилотируемой космнавтики) - http://alien3.livejournal.com/1844954.html .
такое вот отличие в восприятии мечтательной (и грустной, как я сейчас поняла) девочки интроверта и мечтательного, но активного и энергичного мальчика.

(мою жизнь, если говорить о книжках, определил "Понедельник начинается в субботу" ;о)
Edited Date: 2016-02-13 08:37 am (UTC)

(no subject)

Date: 2016-02-13 01:57 pm (UTC)
From: [identity profile] anna-sollanna.livejournal.com
да, в 80ые я, пожалу, была мечтательной и грустной... Но в 90ые ситуация кардинально улучшилась (о чём я ещё обязательно напишу ещё один пост).
"Понедельник начинается в субботу" я читала, но уже в середине 90ых. Помню, немного он меня улыбнул, но не зацепил.

(no subject)

Date: 2016-02-12 12:40 pm (UTC)
From: [identity profile] v-razdolbaeff.livejournal.com
"Над пропастью во ржи"... Или там тоже ужасы?
"История любви" в СССР был фильм. Имеющий литературную основу. История создания (когда редакторы отбрасывали эту ерунду, а читавшие секретарши плакали) описана у Веллера.
Но издавалась ли у нас книга, не знаю...
В принципе, Агата Кристи, Жорж Сименон вполне без ужасов капитализма. Мы по ним слегка знакомились, как живут там...

(no subject)

Date: 2016-02-12 01:37 pm (UTC)
From: [identity profile] anna-sollanna.livejournal.com
"Над пропастью во ржи" признаюсь, не читала. Зато вспомнила вот "Убить переспешника" и "Хижину дяди Тома". Первая неплохая социальная вещь, но всё таки не для детей ИМХО. А вторая ИМХО вообще откровенная пропаганда, Бушков (хоть я его не особо ценю) в своём анализе гражданской войны в США эту книу хорошо разобрал.
Фильм "Историю любви" помню. Правда, я посмотрела его уже в 90ые, и перед этим начиталась о нём такого количества отзывов, что от него ждала большего. Так что он меня, скорее, немного разочаровал.
Сименона и Кристи помню что читала немного, но из них не запомнились ни "ужасы", ни "прелести" капитализма. А вот с сериалом про Пуаро была такая же ситуация как с советской экранизацией Шерлока Холмса - сериал показался очень стильным и привлекательным. (Но его у нас показывали уже в 90s[)
Слушайте, а я кажется поняла, почему у меня было такое тяжёлое впечталение от книг, и гораздо более яркое - от кино! Книги, которые западные авторы писали для своих же читателей, не изобиловали специально продробностями, какие там у героев были машины, телевизоры, телефоны, во что люди были одеты и пр. И моё воображение, до того момента не видевшее и не тем более могущее представить себе все эти детали "ненашей" жизни, рисовало мне замест них скучные детали нашей совковой жизни. А вот в кино уже были настоящие, подлинные детали - яркие, красивые. Поэтому западные фильмы производили куда больше впечталение и лучше запоминались. И кстати, исторические романы тоже поэтому нравились больше, что там как раз было больше описаний замков, убранств и прочего...

(no subject)

Date: 2016-02-12 01:57 pm (UTC)
From: [identity profile] v-razdolbaeff.livejournal.com
На меня в 15-16 лет произвел большое впечатление испанский фильм "Пусть говорят" с певцом Рафаэлем.
В Испании правил диктатор Франко, которого у нас называли фашистом, Рафаэль плыл через Атлантику в Аргентину, где друг друга меняли "фашистские" хунты, Рафаэль пел песни, а я обращал внимание, как для каждой песни он менял пиджак, брюки, ботинки, рубашку, "водолазку" (тогда говорили "бадлон"). И хотелось жить, как у них...

(no subject)

Date: 2016-03-04 12:42 pm (UTC)
From: [identity profile] gepard12.livejournal.com
Хотите описания наглядных "ужасов капитализма", причем относительно современного (70-80 гг.) - советую "Что-то случилось" Джозефа Хеллера (это тот, что Уловку-22 написал) и "Медленная смерть" Маркуса П. Нестера.

(no subject)

Date: 2016-02-12 08:49 pm (UTC)
From: [identity profile] kavery.livejournal.com
У меня 70-е и начало 80-х - это хорошая сытая жизнь, которой с тех пор у меня никогда не было. Наша семья звезд не хватала, просты рабочие. мама вообще на пенсии была уже. Но мы могли машину себе позволить купить, сейчас я вряд ли себе такое позволю когда-нибудь. Жили мы сыто, да может быть не было разнообразия и ежедневных деликатесов. Но я помню. как воротила нос от икры, которой меня каждое утро кормили. Я понимаю. что в Ленинграде жила, но проблем с хорошей едой не было у нас никогда. Путешествовать мы не путешествовали, просто мне на юг нельзя было по состоянию здоровья, но мы снимали дачу в Комарово, и этого я тоже уже никогда себе не смогу позволить.
С книгами мне как-то везло. Не читала ничего мрачного. Ну вот разве что Сетон-Томпсон. А так куча хороших книг, у моих знакомых были шикарные библиотеки. Тонкие детские книги мне покупали без проблем. Жаль, что мама потом много раздарила из них, сейчас вот ищу те издания. Кстати, при нынешних ценах на детские книги далеко не каждая семья может себе позволить их покупать в тех количествах, как мы могли тогда.
Да, сейчас много чего есть, но это доступно тем, у кого есть деньги. Я смотрю на свое окружение, и большинство к этой категории не относиться. Со времен 70-х у нас значительно упал уровень жизни и возможностей.
Кстати, не могу сказать, что тогда было больше агрессии. Сейчас люди гораздо злее стали. Хотя бы из-за гораздо большей расслоенности общества. Кто-то в нищите полной живет, кто-то в достатке . Тогда это не так бросалось в глаза., не видно было очевидной разницы.

(no subject)

Date: 2016-02-13 02:05 pm (UTC)
From: [identity profile] anna-sollanna.livejournal.com
Ну 70ые я просто не застала (хотя Рома вот говорит, что он помнит, что в 70ые жизнь была куда лучше, чем в 80ые), да и из 80ых помню всё примерно с середины их начиная...
Насчёт "сейчас" - да я с "сейчас" и не сравниваю, сейчас тоже далеко не самые лучшие времена...
А по поводу книжек расскажи, пожалуйста, поподробнее, что у тебя в детстве было из "не мрачных" книг про западную жизнь? (Кстати, вот "Мушкетёры" - они мрачные или нет? С одной стороны, они, конечно, куда веселее "Королевы Марго", но вот финал "Десяти лет спустя", когда Рауль умер, покинутый Луизой, Атос умер от горя потери сына, д'Артаньян умер, едва получив маршалский жезл (о сцене смерти Портоса я вообще молчу) и остался один старенький Арамис, и тот который вынужден был эмигрировать в Испанию - этот финал всегда заставлял меня плакать....)

(no subject)

Date: 2016-02-13 09:23 pm (UTC)
From: [identity profile] kavery.livejournal.com
Мушкетеры для меня прежде всего были книгой о дружбе и верности, да там есть грустные моменты, о у этих людей была Жизнь, уж лучше умертеь с маршальским жезлом в руках, чем в постели некому неизвестным. е Жалко конечно было, но я никогда не сосредотачивалась на этих моментах . Пт ро жэивотных я предпочитала книги Даррелла. Вот уж море позитива! Еще я любила разную приключенческую литературу и историческую. У того же Конана Дойля я зачитывалась "Затеряным миром". Ну и Холмс конечно! Любимая книга детства. потом я читала всякие романы вроде "Борьба за огонь". Это конечно не про жизнь загараницей, но я такую литературу больше любила. Мне ее вполне хватало. Или вот вполне себе про Запад : Трое в лодке не считая собаки. Я помню как лежала на диване и так стучала ногами в стенку от смеха, что диван от стенки отъехал. Потом было просто много хорошей детской литературы. И Хоббита того же я прочитала в первом издании. Я не помню совсем мрачных книг вообще. Видимо у меня был выбор, а тебе книги родители приносили и не знали, что выбирать или не было в библиотеке. Кстати, вот Четыре танкиста я запоем прочитала. Да, провойну, но я никогда не воспринимала ее как мрачную книгу. Джека Лондона читала, но для меня это не про реалии капиталистической жизни, а про мужественных и сильных людей книги. О. еще Вальтер Скотт. Тоже все очень романтично.

(no subject)

Date: 2016-02-14 02:59 pm (UTC)
From: [identity profile] anna-sollanna.livejournal.com
Даррела читала, но уже лет в 20. Он мне запомнился ни грустным, ни весёлым, да и как-то вообще мало осталось в памяти. Помню только кусочек какой-то истории про козу, которая зажевала что-то из одежды человеческой да так, что чуть не задохнулась. Конан Дола читала, и Холмса, и "Затерянный мир" тоже, и ещё что-то из приключенческого американских авторов типа Майн Рида. Особых восторгов всё это у меня не вызвало. Советский сериал про Холмса и Ватсона мне запомнился куда больше чем книги, видимо, своей атмосферностью. Приключенческие книги, думаю, были для меня слишком "мальчиковыми", а мне чего-то "девочкового" хотелось, романтичного. Трое в лодке в детстве любила фильм (во взрослом возрасте вообще не смогла его смотреть, абсолютно он у меня не пошёл), а читала ли книгу даже не помню. Скотта точно не читала. Хоббита прочла уже в 90ых, и он тоже меня не впечатлил. Мои подружки (из-за которых я его как раз и прочла, ибо они только его и обсуждали) потом утверждали, что я читала не тот перевод, но перечитывать даже в каком-то другом переводе мне как-то не хотелось. (Да, и Хоббит ИМХО тоже мрачный ))
Насчёт "родители выбирали" это, кстати, интересная мысль. (Потому как сама я начала книги в библиотеках выбирать уже в 90ых, а ничего любовно-романтического-исторического у нас в домашней библиотеке не было, даже Дюма и Гюго мне приносили из библиотеки.) Помню, как имевшегося как раз у нас дома Драйзера мне как раз папа "посоветовал"; мама, помню, очень хвалила мне "Грозовой перевал", но я от этой книге вообще пришла в ужас - столько боли, ненависти и страдания мне до этого вообще не приходилось встречать в книгах, а уж на фоне какого мрачного антуража всё это было... От также рекомендуемого мамой "Замка Броуди" я мужественно все те годы отказывалась (а потом, гораздо позже, прочитав в интернете описание сюжета, поняла, что была абсолютно права). (Помню, что ещё читала Джейн Эйр, но это было уже после того, как посмотрели фильм и я знала, что кончится всё хорошо. Хотя саму книгу по прежнему считаю мрачной) Правда, книгу из серии про Анжелику мне таки подарили мама с папой, но это было уже в 90ых. А вот столь до сих пор ценимую мною Жюльетту Бенцони я "открыла для себя", благодаря одной из бабушек.
Я вот очень жалею, что не было у меня в моих детстве/юности книг канадской писательницы Люси Мод Монтгомери, но это вполне объяснимо, ибо их на русский начали переводить где-то только аж в конце 90ых. А вот что меня удивляет больше, так это то, что мимо меня странным образом "прошла" тогда Джейн Остен. Ибо в СССР её издавали, плюс мама моя была преподавателем английского языка, так что вполне могла что-то про Остен знать или хотя бы слышать... А может и правда до нашей провинции подходящих добрых романтичных книг не доходило...

(no subject)

Date: 2016-02-14 06:58 pm (UTC)
From: [identity profile] graphitediamond.livejournal.com
Просто отличный пост! Читая, как-будто сам переживал описанные ужасы! Особенно про стоматологию. Поклонников Совка надо принудительно отводить в стоматологические кабинеты от души пролечить пару-тройку зубов без анестезиии

(no subject)

Date: 2016-02-15 08:15 am (UTC)
From: [identity profile] anna-sollanna.livejournal.com
Спасибо! Судя по тому, что написал мне выше Виктор Баев, мне ещё очень повезло, что не довелось в детстве пережить более серьёзных операций типа удаления миндалин, аденоидов и пр...

(no subject)

Date: 2016-02-26 01:35 pm (UTC)
From: [identity profile] graphitediamond.livejournal.com
У Баева вообще очень хорошие антисоветские материалы!

(no subject)

Date: 2016-02-28 11:05 am (UTC)
From: [identity profile] anna-sollanna.livejournal.com
Да, я его с интересом почитала. Ещё раз спасибо за "наводку"! ;)

(no subject)

Date: 2016-03-04 02:31 pm (UTC)
From: [identity profile] gepard12.livejournal.com
А толку-то? Чтобы пациент прочувствовал - почем фунт лиха, нужно аутентичное оборудование того периода, которого, подозреваю, уже нигде не осталось.

(no subject)

Date: 2016-02-28 01:57 am (UTC)
From: [identity profile] stampq-soul.livejournal.com
Наконец-то у меня дошли руки до ЖЖ и я прочитала этот пост. Мне было очень интересно узнать, каким было твое детство и в целом отношение к тем временам. Меня порой удивляют люди, которые и не жили во времена совка и сильно по ним тоскуют)). Есть человек, живущий в капиталистическом развитом обществе и считающий, что нужно вернуть СССР. Очень мне всё это не понятно. Лично моё отношение.. Я родилась и прожила в СССР всего ..6 лет. Так что нет особых нареканий либо ностальгий ибо даже не знала в этом возрасте что такое государство и политика.. (счастливый человек)). Больше ухе узнавала от родителей, бабушек-дедушек, книг, особенно по истории Украины и украинской литературе. Помню как в детском саду один прилежный мальчик читал книжечку про Ленина и делал заметочки закладочкой. Воспитательница очень его хвалила :).

Первых 2 класса ходила в учебной форме, тоже коричневой)) Действительно противный цвет))) И настроение такое же было - невзрачное))
Про уборку в классе, затронуло. Вот мне было жутко дотрагиваться до половой тряпки)))). Это было что-то серое, аморфное.. Мне кажется, никому такое в руки брать нельзя)). А тут ещё и выжимай)). И никто ж тогда и не знал про резиновые перчатки.

Про книги, действительно ведь цензура могла формировать мировоззрение советского человека "отборной литературой". Но вот О.Генри весёлый автор. Джек Лондон описывал красоты Америки и гонку за золотом. Хотя рассказы действительно вечно с грустным концом. Тем не менее, это был прорыв в другую реальность. Про войну мне не хотелось читать.

Интересно будет почитать про 90-е)))

(no subject)

Date: 2016-02-28 11:26 am (UTC)
From: [identity profile] anna-sollanna.livejournal.com
О да, половая тряпка была ужасно противная! И перчаток не было (я даже про это и не вспомнила, а вот как ты упомянула - тут же всплыло из памяти).
О. Генри я, кстати, тоже читала. Возможно даже, его книги были первым из того, что мне довелось читать из американской литературы. Весёлым, если честно, он мне не показался. (Даже "Вождь крансокожих" - очень было жалко незадачливых бандитов, а мальчишка был просто противный.) "Последний лист", "Пимиентские блинчики" - по сути своей очень серьёзные (и грустные) философские вещи, явно не для детско-подросткового восприятия.
Про 90ые пишу как раз, может через неделю-две закончу...

(no subject)

Date: 2016-10-22 09:44 pm (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/_m_u_/


Я привезла это с собой.
Да, помнится все это очень хорошо - с содроганием. Аборты. кстати, тоже делались без анестезии. Максимум с новокаином, который не помогал.
Мультфильм показывали, кажется, в районе 18.30 вечера после программы новостей. После следующего рапорта о невероятных достижениях народного хозяйства с 21 до 21.30 (тоже примерно) показывали один фильм - тоже о каких-нибудь достижениях или что-нибудь весьма схематическое о войне или изредка любовную историю. Все остальное была говорильня.

(no subject)

Date: 2016-10-25 09:33 am (UTC)
From: [identity profile] anna-sollanna.livejournal.com
Такие вот карточки помню, может, ещё даже лежат где-то в архивах у родителей. Мультфильмов в районе 18:30 увы, не помню, зато помню что в послеобеденное время шла куча каких-то неинтересных передач типа для детей и подростков.
Фильмы для детско-юношеской аудитории, скажу, тоже не особо радовали. "Лубки" на тему древней Руси были ещё более-менее смешные, а вот что-то из "современного", типа "Гостьи из будущего" или "Электроника" я вообще смотреть не могла - прямо таки зубы от них сводило...
Page generated Aug. 18th, 2017 08:43 am
Powered by Dreamwidth Studios